В Основном законе нашей страны, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и другими общепризнанными международными документами, гарантированы все права и свободы человека, необходимые для реализации его способностей, — право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, слова и убеждений, свободу совести, а также право на собственность, труд и свободный выбор работы, на образование и квалифицированное медицинское обслуживание.
С этой целью за истекший период в нашей стране приняты широкомасштабные меры, направленные на поэтапное укрепление судебной власти, обеспечение ее самостоятельности, превращение в независимый государственный институт по надежной защите прав и свобод человека.
В основе всех осуществляемых в стране реформ лежат общечеловеческие принципы, закрепленные в Конституции, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Необходимо отметить о Постановлениях Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы» (№ПП-3200 от 11.08.2017г.), «О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе» (№ПП-4551 от 13.12.2019г.), Указах Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» (№УП-5268 от 30.11.2017г.), «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» (№УП-5441 от 12.05.2018г.).
Особенно большое значение имеет принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» (№УП-6041 от 10.08.2020г.).
В соответствии с Указом будет улучшена деятельность по расследованию уголовных дел с учетом международных стандартов и передового зарубежного опыта, обеспечен принцип верховенства закона и неотвратимости ответственности, а также будет способствовать последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах.
Согласно Указу основными направлениями дальнейшего совершенствования судебно-следственной деятельности является:
- обеспечение безусловного соблюдения прав и свобод личности, повышение качества процессуальных действий, пересмотр системы сбора, закрепления и оценки доказательств в уголовном процессе с учетом стандартов доказывания, широко применяемых в передовой зарубежной практике;
- поднятие на новый уровень деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление и полного возмещения ущерба, причиненного личности, обществу и государству;
- внедрение эффективных механизмов предупреждения совершения деяний, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также усиление ответственности за такие деяния;
- широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс расследования уголовных дел, дальнейшее укрепление материально-технической базы и повышение кадрового потенциала органов дознания и предварительного следствия;
- повышение эффективности системы предупреждения преступности, а также внедрение механизмов своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих преступлениям, повышения правовой культуры и формирования у граждан духа законопослушания.
Также, в целях дальнейшего совершенствования деятельности по раскрытию преступлений предложено:
- исчислять сроки задержания лица, подозреваемого в совершении преступления с момента его фактического задержания;
- установить обязательное обеспечение встречи с адвокатом наедине лицу с момента его фактического задержания или фактического завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, либо с момента объявления лицу постановления о признании его подозреваемым до проведения связанных с ним процессуальных действий;
- внедрить институт соглашения о признании вины. При этом, по некоторым категориям преступлений предусмотреть заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания, не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред;
- внедрить порядок предварительного закрепления (депонирования) судом показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу на основе ходатайства подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, прокурора или адвоката при наличии оснований полагать, что более поздний их допрос может оказаться невозможным в силу тяжелого заболевания или необходимости выезда за границу на длительный срок;
- установить обязательное участие защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.
Можно уверенно сказать, что вопрос обеспечения прав и интересов человека определяет суть всех осуществляемых в нашей стране реформ и преобразований. Практическое проявление гуманной политики государства видно на примере обновлений не только в судебно-правовой системе, но и в других отраслях. Реформы и демократические преобразования, реализуемые в государственном строительстве, в общественно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, рост благосостояния и качества жизни населения служат обеспечению прав и интересов человека на высоком уровне.
Айдаров Габит Темурович,
Заведующий сектором по мониторингу и правовому анализу обеспечения прав человека Секретариата Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана)