Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости. Ключевое положение, согласно которому лица с инвалидностью имеют одинаковые права наряду со всеми и запрещается дискриминация по признаку инвалидности.
Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать всё большие трудности с функционированием. Это сложное явление, сопутствующие ему меры носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий.
По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует примерно 15% населения мира, причем до 190 миллионов (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании, часто нуждаясь в медицинских услугах. По данным Всемирной организации здравоохранения, эта число возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью.
По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов инвалидов. В этом смысле Узбекистан, как одна из непрерывно развивающихся стран-участниц Организации Объединённых Наций, стремится всесторонне и широкомасштабно обеспечивать права инвалидов на своей территории. Об этом свидетельствует Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью” №УП-5270 от 01.12.2017 г. (далее - Указ), согласно которому определены практические меры по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Кроме этого, Указ явился необходимым стимулом для продолжения разработки и принятия Закона «О правах лиц с инвалидностью»[8], подписанным Президентом страны 15 октября 2020 года, который вступит в силу с 15 февраля 2021 года и призван заменить Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан».
Вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества является важнейшим условием обеспечения прав человека и достижения национального устойчивого развития. В свою очередь Институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан (омбудсмана) оказывает и дальнейше готов оказывать всевозможную помощь лицам с инвалидностью в устранении их жизненных барьеров, возникающих в их правоотношениях с должностными лицами и органами государственной власти, исходя из количества поступающих обращений граждан. Согласно мониторингу обращений граждан, Уполномоченный в период с января по ноябрь 2020 года рассмотрел 52 обращения (за 2019 год было 56 обращений), относящихся к правам инвалидов. Все обращения были взяты на рассмотрение Омбудсманом, из которых 63% непосредственно лично при содействии Уполномоченного решены положительно. При этом нужно отметить, что многие вопросы решаются во взаимодействии с другими учреждениями.
В большинстве случаев граждане в своих обращениях просят оказать содействие в получении единовременной либо назначении постоянной материальной помощи, предоставлении вспомогательного средства передвижения (в виде инвалидной коляски) и в определении и переквалификации степени инвалидности.
Наличие значительного количества вопросов и проблем в области обеспечения социально-гуманитарных прав связано с тем, что в нашей стране численность лиц с инвалидностью и получателей соответствующих социальных пособий ежегодно растет. В частности, в 2019 году в стране проживало 398,4 тысячи инвалидов-мужчин и 295,5 тысячи инвалидов-женщин (в 2018 году: 370 тысяч инвалидов-мужчин и 284,5 тысячи инвалидов-женщин). Примечательно, что в 2019 году 45,3 тысячи мужчин и 35,8 тысячи женщин впервые были признаны инвалидами. Омбудсман в период с 2019 по 2020 годы оказал содействие в признании инвалидами 16 (10 за 2019 год и 6 за 2020 год) лиц обоих полов, исходя из количества поступивших обращений граждан.
За предыдущий год количество лиц, получающих социальные пособия по инвалидности составило 365,1 тысячи человек (198,4 тысячи мужчин и 166,7 тысячи женщин), за 2018 год 311,3 тысячи человек были обеспечены государственными социальными пособиями. Омбудсманом за периоды 2019-2020 гг. в 9 случаях были решены вопросы назначения социальной выплаты, исходя из количества поступивших обращений граждан.
Как мы все знаем, социальная защищенность гарантируется каждому человеку. Конституция Республики Узбекистан устанавливает, что «пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума». К большому сожалению, в настоящее время все еще в законодательстве Узбекистана отсутствуют понятия «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», являющиеся важным фактором определения размера пенсий и пособий. Однако следует признать, что в вышеупомянутом Указе Президента усиление адресной социальной защиты лиц с инвалидностью, расширение оказываемых им медико-социальных услуг и материальной помощи, направленных на улучшение жилищно-бытовых и других условий проживания, определяются одним из основных направлений дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки лиц с инвалидностью.
Значительным достижением национальной правовой системы является принятие Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью». Данный закон подходит к определению лиц с инвалидностью шире и устанавливает не только медицинские и социальные, но и политические и экономические критерии для полноправного участия лиц с инвалидностью в жизни общества наравне со всеми. Дополнительно необходимо подчеркнуть положения Закона «О правах лиц с инвалидностью» о признании гражданина лицом с инвалидностью, реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью и охране здоровья лиц с инвалидностью и социальной помощи лицам с инвалидностью, которые подробно описывают порядок обеспечения прав инвалидов в сфере охраны здоровья. Заслуживает внимания и то, что финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации лиц с инвалидностью и финансирование расходных обязательств по обеспечению лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации, в том числе их изготовление и ремонт, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
В этом плане необходимо отметить, что за 2019-2020 годы Уполномоченный также поспособствовал реализации прав инвалидов в сфере охраны здоровья, а также права на доступ к транспортным услугам. В частности, за вышеуказанный период в институт Омбудсмана поступило 14 обращений касательно переквалификации степени инвалидности по медицинским критериям. В 10 случаях вопросы переквалификации степени инвалидности были рассмотрены непосредственно, в 2 случаях вопросы переквалификации группы инвалидности решены положительно, в остальных 8 даны правовые консультации с тем, чтобы лица с инвалидностью в будущем смогли претендовать на те или иные группы инвалидности. В сфере доступа на транспортные услуги институт Омбудсмана получил 29 обращений, 21 обращение было непосредственно рассмотрено Омбудсманом. 38% обращений заявителей (8 из 21) положительно решены Уполномоченным. Можем отметить, что малое количество обращений указывает на неосведомлённость определенных слоев общества о роли Омбудсмана в реализации прав человека и прав лиц с инвалидностью, в частности.
Одним из основных направлений деятельности Института Уполномоченного является содействие совершенствованию законодательства Республики Узбекистан о правах человека и приведению его в соответствие с нормами международного права, развитию международного сотрудничества, повышению правовой культуры граждан в области прав человека. В этом смысле, по-нашему взгляду, учитывая, что в настоящее время правовая защищенность лиц с инвалидностью постепенно расширяется и отображается в законодательстве, следующим важным шагом в обеспечении прав лиц с инвалидностью и повышении имиджа государства на международной арене, несомненно, будет ратификация Конвенции ООН «О правах инвалидов», устанавливающая международные стандарты обеспечения прав лиц с инвалидностью.
Таким образом, отметим, что по-нашему взгляду, следующим возможным этапом совершенствования законодательства обеспечения прав лиц с инвалидностью видится отображение биопсихосоциальной модели инвалидности в законодательстве, как это определяется Конвенцией ООН «О правах инвалидов», а также внедрение данного понятия в сознание общественности. Это будет означать, что расходы должны направляться не только на выплату пенсий по инвалидности, улучшение состояния здоровья, нахождение и содержание лиц с инвалидностью в реабилитационных учреждениях, но и на интеграцию лиц с инвалидностью в общество – на искоренение барьеров, которые ограничивают их жизнедеятельность и не позволяют им чувствовать себя полноценными членами общества, например, на переоборудование их мест проживания, чтобы они могли вести независимый образ жизни, а не на оплату труда вспомогательного персонала. Особо подчеркнем роль СМИ. Необходимо создать условия, возможно, в виде поощрения для СМИ, чтобы рассказывать и просвещать общество о жизнедеятельности лиц с инвалидностью, что будет способствовать ускорению интеграции лиц с инвалидностью в общество. Омбудсман в свою очередь готов оказывать всестороннюю помощь в реализации прав лиц с инвалидностью по долгу службы, собственной инициативе и по мере поступления обращений от граждан.
Азиз Юлдашев.
Сотрудник Секретариата Уполномоченного
Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).