Статья 117 Конституции Республики Узбекистан гласит, что «... Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право голоса ...».
Следует отметить, что в последние годы в результате совершенствования избирательного законодательства в соответствии с международными стандартами внедрены автоматизированная система управления избирательным процессом и единый электронный список избирателей. Созданы широкие условия для участия в выборах трудовых мигрантов, студентов и других граждан, временно проживающих за рубежом. Осужденным, которые были заключены в тюрьму, но не совершили тяжкое преступление с отягчающими обстоятельствами, была предоставлена возможность голосовать.
Это, безусловно, одна из важнейших реформ, проводимых в Новом Узбекистане, чтобы полностью гарантировать права человека. В основе этих изменений лежат такие цели, как привитие гражданам чувства причастности к будущему своего народа и страны.
В настоящее время Уполномоченный Олий Мажлиса разъясняет заключенным и осужденным значение их участия в выборах Президента Республики Узбекистан во время мониторинговых визитов в пенитенциарные учреждения, а также изучает полное соблюдение прав человека в преддверии выборов.
Статья 5 Избирательного кодекса Республики Узбекистан гласит, что в выборах не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, задержанные в местах лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Право голоса имеют лица, достигшие 18-летнего возраста в день выборов, заключенные в тюрьму, не входящие в группу высокого социального риска и задержанные в местах лишения свободы за совершение менее тяжких преступлений.
Это нововведение, которое было внесено в избирательное законодательство на основе принципов гуманности в 2019 году, также было указано в рекомендации миссии наблюдателей Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по парламентским выборам 2014 года. Примечательно, что избирательное законодательство ряда европейских демократических стран по-прежнему ограничивает избирательное право заключенных.
В соответствии с принципами международных демократических выборов, Узбекистан предоставил заключенным, не совершившим тяжких и особо тяжких преступлений, возможность участвовать на выборах.
В преддверии выборов омбудсмен проверяет соответствие кабин и урн для голосования и использование урн для голосования в специально отведенных местах содержания под стражей. Основное внимание уделяется тому, чтобы избирательный участок был оборудован надлежащим образом для обеспечения права избирателей на тайное голосование без какого-либо давления или влияния в соответствии с установленными требованиями.
В установленном порядке осужденные, имеющие право голоса, включаются в списки избирателей на избирательных участках, составляемые в местах лишения свободы. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании информации, предоставляемой руководителями этих учреждений, и включаются в единый электронный список избирателей. Если в учреждениях с ограничением свободы передвижения поступают жалобы о случаях воспрепятствования осужденному в применении избирательного права, они подлежат немедленному расследованию на месте.
Следует отметить, что участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть жалобу на ошибки или неточности в сообщении осужденным избирателям списка избирателей, места и времени проведения выборов в течение 24 часов и устранить ошибку или неточность либо дать заявителю мотивированный ответ на отклонение его жалобы.
В день выборов администрация мест содержания под стражей и лишения свободы несет ответственность за обеспечение доступа заключенных к избирательному участку и обеспечение их безопасности, а также за соблюдение внутренних процедур.
Участковые избирательные комиссии, сформированные в местах содержания под стражей и лишения свободы, вместе с администрацией этих учреждений должны информировать избирателей о законодательстве о выборах, подготовке и проведении выборов, сроках и порядке выборов, а также кандидатах.
Кандидатам, их доверенным лицам и политическим партиям также должны быть предоставлены равные условия для агитации путем проведения встреч с гражданами. Только тогда осужденные выберут одного из них на основе выдвинутых кандидатами инициатив и воспользуются своим избирательным правом. В исследовании, проведенном Уполномоченным по правам человека и его региональными представителями, учтены именно эти особенности.
В заключение следует отметить, что важно обеспечить право граждан голосовать в избирательных процессах, создать для них условия в соответствии с установленными процедурами и провести выборы на основе открытого, справедливого и, конечно, равного избирательного права. Данные процессы влияют на положение Узбекистана в мире, его международный престиж и имидж. Не оставайтесь равнодушными к будущему страны! Участвуйте в выборах со своим голосом. Так как это ваше политическое право, которое отражено в нашем основном Законе.
Феруза ЭШМАТОВА
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмен)