В статье 5 Всеобщей декларации прав человека ООН четко указано, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно опубликованному в апреле 2024 года отчету «Amnesty International», в 2023 году в 155 странах мира наблюдались случаи нарушения прав человека, в том числе пытки и различные формы жестокого обращения с людьми.
В связи с тем, что свобода от пыток является одним из основных прав человека, которое должно защищаться при любых обстоятельствах, Узбекистан выбрал твердую позицию против пыток.
Обновленная Конституция Республики Узбекистан четко закрепляет, что честь и достоинство человека являются неприкосновенными, и никакие обстоятельства не могут служить основанием для унижения, а также никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Кроме того, внесены новые нормы по предотвращению пыток, старая редакция усовершенствована. В качестве документа высшей юридической силы Конституция твердо закрепляет, что лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Это стало важным шагом к искоренению факторов, способствующим пыткам.
Также, на уровне Конституции определено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.
На сегодняшний день Узбекистан присоединился к более чем 80 международным документам в области прав человека, в том числе 7 основных договоров ООН и 4 факультативных протокола.
Узбекистан при выполнении своих международных обязательств прошел путь и приобрел свой уникальный опыт, в том числе и в борьбе с пытками.
Стоит отметить, что статья 235 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусматривает уголовную ответственность за пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также ужесточены меры наказания в отношении лиц, совершивших пытки.
Также, Законом "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование порядка возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток" предусматривает компенсацию за ущерб физическому и психическому здоровью, материальный ущерб или упущенную выгоду, моральный вред, причиненный жертвам пыток, а также расходы на юридическую помощь, лекарства и медицинские услуги, психологические и социальные услуги.
Здесь необходимо отметить о проделанных важных реформах в области прав человека, в частности по искоренению пыток.
В рамках Стратегии действий на 2017–2021 годы в 2019 году при Омбудсмане внедрен национальный превентивный механизм по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство виды обращения и наказания. После которого, внедрено регулярное посещение Омбудсманом и Общественными группами мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и ознакомление с условиями содержания там лиц, и общения с ними.
Как известно, большинство международных организации расположенную в Республике Каракалпакстан колонию «Жаслык» в течении нескольких лет называли худшей тюрьмой в Центральной Азии. Это учреждение годами подрывало репутацию Узбекистана на международной арене. Комитет ООН против пыток рекомендовал закрыть колонию «Жаслык». В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2019 года расположенная в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан деятельность специализированной исправительной колонии №19 была прекращена. Международное сообщество сразу признало это постановление главы государства положительным шагом в обеспечении прав человека в Узбекистане.
Следует отметить, что работа в этой области не была ограничена этими действиями. Это был один из первых шагов, предпринятых Узбекистаном для предотвращения пыток.
Учитывая, что защита прав человека является непрерывным процессом, в нашей стране было продолжено усовершенствование механизмов по борьбе с пытками. В частности, постановление главы государства от 26 июня 2021 года "О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток" был направлен не только на раннее выявление и искоренение пыток, но и на оказание всесторонней помощи и возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток. Кроме того, Постановлением усовершенствован Национальный превентивный механизм (НПМ), создана на базе экспертной группы Общественные группы при Омбудсмане по выявлению и предупреждению случаев пыток. Их из основных из задач являются выявление случаев пыток и внесение требований в соответствующие органы по немедленному их устранению, а также участие в рассмотрении жалоб по факту пыток.
Если посмотреть на цифры, мониторинговые визиты в 2021 году осуществлены - 177, в 2022 году - 381, то в 2023 году их количество возросло до 603. В результате которого установлен парламентский и общественный контроль по предотвращению пыток. По выявленным недостаткам в ходе мониторингов подготавливаются аналитические данные и доклады, заключения и представления, а также требования об их устранении, направляемые для рассмотрения в соответствующие министерства и ведомства. Кроме того, результаты мониторингов отражаются в ежегодном докладе Омбудсмана, представляемый в палаты Олий Мажлиса.
Также, в места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения беспрепятственный доступ имеют Детский омбудсман, Бизнес омбудсман и Национальный центр по правам человека.
На основе проведенных изучений Омбудсманом совместно с представителями гражданского общества, в 2023 году в соответствующий комитет ООН вместе с докладом правительства Узбекистана внесен альтернативный доклад о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Данный доклад был подготовлен совместно с представителями ряда ННО.
Необходимо отметить, что в результате мониторинговых визитов под руководством Омбудсмана по выявлению и устранению пыток из года в год способствовало достижению соответствия международным стандартам условий содержания и обращения с осужденными и заключенными в закрытых учреждениях с ограниченной свободой передвижения. Заключенным и осужденным предоставлена возможность обращаться к Омбудсману через «ящики Омбудсмана», установленные в этих пенитенциарных учреждениях. Эти обращения без каких-либо препятствий и трудностей с соблюдением конфиденциальности доставляются Омбудсману и принимаются меры по их разрешению. Необходимо отметить, что право осужденных обращаться к Омбудсману через «ящик Омбудсмана» закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Узбекистан.
Указанные выше комплексные меры по предупреждению пыток предусмотрены в соответствующем постановлении Главы государства. Среди них, практическое ведение Единого электронного реестра лиц, содержащихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.
Данный механизм обязывает сотрудников соответствующих органов и учреждений немедленное внесение в электронный реестр данные о лицах, содержащихся в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, в том числе дата и причина доставления, состояние здоровья и другие сведения. Это обеспечит предотвратить такие негативные факты, как безосновательное задержание, сокрытие информации и попытки получения показаний с применением физической силы.
Ознакомление посредством онлайн с данным электронным реестром предоставлено Омбудсману, судам и органам прокуратуры, что способствует прозрачности и дальнейшему укреплению ответственности и контроля.
Таким образом, устанавливается порядок обязательного внесения в электронный реестр информации о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступления, находящихся под административным арестом, без определенного места жительства, приговоренных к лишению свободы, проходящих принудительное лечение в психиатрических больницах или наркологических учреждениях.
Согласно новому порядку, несвоевременное внесение данных в Единый электронный реестр о доставленных лицах приравнивается к незаконному задержанию этих лиц и влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Также проделано многое по внедрению ряда цифровых технологий в систему исполнения наказания с целью своевременного выявления насилия, пыток и противоправных действий в отношении лиц, содержащихся в тюрьмах, в частности, интеллектуальные “Smart” камеры, видеорегистраторы, устройства рентген-сканеры, электронные магазины и услуги «онлайн» видео свиданий. Безусловно, цифровизация процессов в этой системе облегчит работу сотрудников пенитенциарных учреждений, но и повысит их ответственность. В конечном итоге это будет способствовать предотвращению пыток путем обеспечения прав человека.
В данной статье охвачены основные предпринятые меры в борьбе с пытками. Мы не остановились от эффективных реформ, направленных на защиту прав и свобод лиц, находящихся в местах содержания под стражей, оказываемой им социальной поддержки. В целом, если сравнить условия в закрытых местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения сейчас и 7–8 лет назад, то можно убедиться, какие проведены значительные изменения. Все эти изменения, конечно, плоды системных реформ и установления общественного контроля.
Результаты проводимых реформ в Узбекистане в сфере обеспечения прав человека можно также увидеть в международных рейтингах. Узбекистан в опубликованном в 2024 году международной организацией гражданского общества "World Justice Project" занимает 78-е место среди 140 стран в Индексе верховенства права, опередив такие страны, как Сербия, Албания, Китай, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Турция и некоторые другие. Данный рейтинг демонстрирует улучшение всех 8 показателей, достигнутых Узбекистаном.
Кроме того, в июне 2024 года в рамках своего визита Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на встрече с Президентом Узбекистана высоко оценил масштабные работы, проведенные за короткое время в Узбекистане, ссылаясь на свою первую поездку в нашу страну 20 лет назад и второй визит после вступления на Президентскую должность. Он подчеркнул, что Узбекистан твердо привержен защите прав и законных интересов своих граждан.
В заключение можно сказать, что борьба с пытками является важным приоритетным направлением Узбекистана в области защиты прав человека. Можно с уверенностью сказать, что Узбекистан в настоящее время обладает передовой опыт в сфере обеспечения прав человека. Правовые реформы, общественный контроль и приверженность страны международным обязательствам являются важными шагами в сфере защиты человеческого достоинства. Это признается международным сообществом. Самое главное, наш народ ощущает все результаты этих изменений в повседневной жизни. Уверены, что и в будущем будут продолжены эти усилия, честь и достоинство человека будут уважаться в еще большей степени.
22 февраля 2021 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на 46-й сессии Совета ООН по правам человека заявил: «В рамках внедрения национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жёстко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности». Эти слова являются еще одним свидетельством твердой воли Узбекистана защищать права человека и уважать человеческое достоинство.
Феруза ЭШМАТОВА,
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман)