Так, Республика Узбекистан 27 февраля 2009 года подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, но вопрос о ее ратификации не былрешен. В Указе Президента от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» сделан акцент на этом вопросе и была подчеркнута необходимость содействия в реализации прав, свобод и законных интересов в соответствии с международными стандартами, принятия отдельного закона.
В результате реформ, осуществленных в этой сфере, в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, 15 октября 2020 года Президентом страны подписанЗакон «О правах лиц с инвалидностью» в новой редакции.
Данным Законом определены основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью. Кроме того, была совершенствована работа медико-социальных экспертных комиссий, на законодательном уровне определен ряд вопросов, связанных с социальной защитой людей с ограниченными возможностями и обеспечением их прав.
Следует отметить, что 22 февраля 2021 года в своем выступлении на
46-й сессии Совета ООН по правам человека Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями и подчеркнул, что в Узбекистане обеспечению прав лиц с особыми потребностями уделяется особое внимание.
В рамках международной инициативы главы нашего государства парламентом Узбекистана ратифицирована Конвенция о правах инвалидов.
Эта Конвенция важна тем, что направлена на поощрение, защиту и обеспечение полной реализации всех прав лиц с инвалидностью на основе равенства. Она охватывает ряд таких важных вопросов, как возможность пользования имеющимися условиям, личное продвижение, здравоохранение, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство и недопущение дискриминации.
Одним словом, в нашей стране теперь есть как национальные, так и международные основы законодательства о защите прав лиц с инвалидностью. Очередной актуальный вопрос - это эффективное выполнение задач, определенныхв этих нормах.
Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (омбудсману) также поступает множество обращений лиц с инвалидностью, которые находятся на личном контроле Омбудсмана. Анализ обращений 2020 года показывает, что лица с ограниченными возможностями часто жалуются на наличие факторов, которые вызывают хлопоты и затраты при установлении инвалидности, и преград при поиске работы. Кроме того, есть заявления относительно пользования жилищными льготами и оказания содействия в бесплатном выделенииспециальных инвалидных колясок, протезов и других средств.
Следует особо подчеркнуть, что эти вопросы регулируются Законом Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в текущем году. В соответствии с ним, работа медико-социальных экспертных комиссий совершенствована, а освидетельствование является бесплатным и проводится в течение 10 дней с момента получения медицинских документов.
На законодательном уровне закреплен также ряд вопросов, связанных с социальной защитой людей с ограниченными возможностями. В соответствии с этим, организации должны обеспечить лицам с инвалидностью условия доступа к спортивным сооружениям, объектам отдыха, туристским объектам, в том числе принять меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, а также по бесплатному санаторно-курортному оздоровлению, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения для ухода за лицами с инвалидностью и специализированными продуктами лечебного питания для детей с инвалидностью.
Кроме того, Законом определены льготы и права для детей с инвалидностью по получениюбесплатного общего среднего, внешкольного, среднего специального и профессиональногообразования, включая выделение дополнительной двухпроцентной квоты приема в высшие образовательные учреждения на основе государственного гранта от общего количества приема абитуриентов и др.
Самое главное, что в статье 6 Закона закреплен принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности. Запрещается любое обособление, исключение, отстранение, ограничение или предпочтение в отношении лиц с инвалидностью, а также отказ от создания условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам.
В этой норме есть одна особенность, котораявозлагает на соответствующие государственные организации и органы власти очень сложные, масштабные задачи, требующие необходимыхфинансовых средств. Это создание условий для свободного перемещения лиц с инвалидностью наобъектах социальной сферы. Правда, до сегодняшнего дня только определенная часть зданий и сооружений, коридоров, транспортных средств адаптирована для свободного передвижения лиц с инвалидностью. Но этого недостаточно. Чтобы не допустить дискриминации в какой-бы то ни было форме в отношении лиц с инвалидностью, прежде всего, целесообразно внедрить четкие механизмы для обеспечения благоприятной среды. Люди с ограниченными возможностями должны иметь беспрепятственный доступ к любым социальным объектам и услугам. В то же время, чтобы полностью обеспечить их охват образованием, необходимо пересмотреть механизмы реализации права на инклюзивное образование.
В связи с этим необходима активность не только государственных структур, но и институтов гражданского общества. В частности, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) готов работать со всеми негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информациидля создания соответствующих условий для лиц с инвалидностью.
В этой связи следует отметить, что между институтом Омбудсмана и Обществом инвалидов Узбекистана подписан Меморандум о взаимодействии, в рамках которого осуществляется сотрудничество по созданию равных возможностей для слоев населения с инвалидностью, оказанию содействия их активному участию в общественной жизни, защите их прав, дальнейшему повышению уровня их правовой культуры. В этом направлении институтом Омбудсмана совместно с представителями около 600 негосударственныхнекоммерческих организаций страны, осуществляющих работу с лицами с инвалидностью, наряду с разъяснением сути и значимости Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», повышением правовой грамотности лиц с ограниченными возможностями запланирована реализация ряда проектов по организации общественного контроляза исполнением соответствующего законодательства.
Примечательно, что страны-члены ООН после ратификации Конвенции обязаны представлять национальные отчеты раз в два года, а затем каждые 4 года. Значит, у нас есть достаточно времени, чтобы представить мировому сообществуотчет о работе, проводимой в данном направлении. Если в течение этого срока мы будем совместно работать, мы сможем создать достойные условия для жизни, учебы, работы, лечения и отдыха людей с инвалидностью не только в столице, но и во всей стране. Итак, если мы будем прилагать усилия во имя того, чтобы все, в том числе люди с ограниченными возможностями были довольнысвоей жизнью, то от этого в выигрыше будет все общество.
Феруза ЭШМАТОВА,
Уполномоченный Олий Мажлиса
по правам человека (омбудсман)