– Вы недавно сообщили, что в рамках мониторинга Министерства по поддержке махалли и семьи было выявлено 300 людей, в том числе детей, у которых отсутствуют подтверждающие личность документы.
– Все верно. Эта информация меня заинтересовала, потому что я недавно занималась решением похожего кейса – девочку зовут Анна, которая на протяжении 10 лет не могла получить документы. Ее бабушка обращалась во многие инстанции, но везде получали неутешительные ответы – отписки.
Если отсутствует законный представитель ребенка, мать девочки находится в отъезде, это означает, что девочка согласно закону «О гарантиях прав ребенка» является социально уязвимой, поскольку она осталась без родительской опеки. И у бабушки нет никаких правоустанавливающих документов, которые бы свидетельствовали о том, что она является ее законным опекуном. В результате этого девочка долгие годы не посещала школу.
Девочка обратилась ко мне, она заявила, что хочет поехать к матери, но документов для выезда у нее нет. Офис Уполномоченного по правам ребенка разрешил эту ситуацию положительно. На основании вынесенного судебного решения ей было выдано свидетельство о рождении.
– А как же органы опеки?
– Иногда непонятна как раз их позиция. Это ведь судьба ребенка, который не может пойти в школу, у которого, в случае чего, нет документов. И бабушка, которая волнуется, что вдруг с ней что-то случится и с кем останется этот ребенок. Мы дополнительно отправили запросы и в Министерство народного образования, и в органы опеки. Получили консультации в Верховном суде как решить этот вопрос. Потом была подача в межрайонный суд по гражданским делам искового заявления органов опеки. Хочу отметить, что, в случаях отсутствия родительской опеки, органы опеки являются законным опекуном ребенка, и они несут ответственность за него. Это закреплено в статье 142 Семейного кодекса Республики Узбекистан, в законе «О гарантиях прав ребенка». Органы опеки обязаны работать в интересах этих детей. Разъяснение по этому вопросу офис Уполномоченного по правам ребенка провел среди всех отделов по защите прав ребенка.
Когда мы говорим о правах ребенка, то одно из основных прав — это право ребенка на индивидуальность. То есть, если у ребенка нет свидетельства о рождении, то, соответственно, все его права автоматически нарушаются. Ребенок существует, а по документам его нет.
Соответствующие поручения и запросы были направлены в хокимияты областей, потому что хокимы области являются председателями комиссий по вопросам прав ребенка. Отдельно изучение данной ситуации было проведено в двух районах Самаркандской области.
– Какова же причина подобного явления?
— Вот мы встретились с семьей, в которой четверо детей не имеют свидетельств о рождении. Изучали причину на месте. Старшему ребенку в этой семье 10 лет и до сих пор у него нет свидетельства о рождении. Оказалось, что отец мальчика живет с матерью без брака. Причина – отсутствие паспорта у матери детей. Двое детей родились дома, двое – в медучреждении. Нет ни свидетельств о рождении, ни справки о рождении. Эта ситуация повергла в шок.
Мужчина с женщиной не смогли зарегистрировать брак из-за отсутствия паспорта у женщины. Вопрос: а где были органы внутренних дел, которые должны оказывать помощь в решении таких проблем? Это же не должно длиться годами. Женщина была неоднократно беременна, значит она должна была числиться в махалле, в поликлинике, ее должны были взять на учет после родов и прочее.
– Получается, что дети не получали прививки, должное медицинское обследование…
– Да, порой на местах приходилось объяснять прописные истины. Дети не посещали детский сад, не ходили в школу. Получается, что такие дети выпадают из системы здравоохранения и образования, они не могут получить помощь по системе «тетрадей».
Затем мы поехали в другую семью, зная о первом кейсе с женщиной, мужчине выдали за неделю документы.
– Какое-то ручное управление получается…
– Были проблемы и бюрократического характера. Сейчас из 300 людей без документов, около 200 детей уже получили свидетельства о рождении. Эта работа, благодаря вновь созданной системе обеспечения прав детей, деятельности отделов по защите детей хокимиятов области, районов (городов) была проведена оперативно. В ближайшее время мы еще раз дополнительно направим запросы.
Документы по оставшимся случаям направлены в ЗАГС или в судебные органы. Если ребенку до 16 лет, то вопрос с документами решают органы ЗАГСа. После 16 лет это осуществляется в судебном порядке.
Офис Уполномоченного волновали причины, почему ребенок оказался без документов, почему не били тревогу государственные органы, а также органы махалли.
Один день для должностных лиц — это просто день. Мы в офисе Уполномоченного по правам ребенка говорим о судьбе ребенка, где каждый день играет существенную роль. Этот простой ограничивает ребенка в реализации его прав, которые гарантированы ему законом Республики Узбекистан, Конвенцией о правах ребенка.
Необходимо предупреждать такие случаи. При каждом выявлении таких случаев, немедленно органы опеки обязаны реагировать и принимать все меры для восстановления нарушенных прав ребенка. Во-первых, права на имя, фамилию, гражданство и, соответственно, все права, которые ему гарантированы. Этот простой должностных лиц лишает ребенка детства.
– Какая системная работа должна вестись в предупреждении подобных случаев?
– Эта ситуация с отсутствием документов у детей получила большой резонанс и сейчас находится у нас на особом контроле, также, как и у каждого хокима области, района (города).
К сожалению, здесь есть и определенная вина родителей, которые, являясь законным представителем своего ребенка, бездействуют и откладывают регистрацию детей. Это могут быть отдаленные районы, кишлаки, низкая правовая грамотность опять-таки.
Сейчас электронная система регистрации детей работает отлично, но есть кейсы, которые происходили 10-15 лет назад.
Мы восстанавливаем права тех детей, которые были когда-то нарушены. На данный момент мы ведем еще образовательную кампанию в государственных органах, объясняя недопустимость подобных ситуаций и необходимость их немедленного решения. Права ребенка взаимосвязаны и неделимы. Здесь, конечно, должны нести ответственность те лица, которые их нарушили.
Также важно тесное взаимодействие в защите прав ребенка ответственных государственных органов – здравоохранения, дошкольного образования, народного образования, правоохранительных и судебных, а также неправительственных организаций, работающих в интересах детей.